Качество образования обсуждает Комитет по образованию Государственной Думы России

14 октября 2013 г. Комитет по образованию Государственной думы РФ провёл парламентские слушания по теме «Инструменты обеспечения эффективности и качества профессионального образования: государственная аккредитация образовательной деятельности, профессионально-общественная аккредитация образовательных программ, федеральный государственнный контроль качества образования, независимая оценка качества образования, мониторинг вузов. Состояние и перспективы совершенствования нормативного обеспечения».

Депутатов интересовало мнение профессионального сообщества по поводу перспектив развития современной ситуации с высшим и средним общим и профессиональным образованием в связи с современной экономической ситуацией и в связи с современными информационными технологиями. Поэтому на слушания были приглашены ведущие специалисты по оценке качества и ведущие преподаватели высших и профессиональных учебных заведений, работающие в современных обучающих технологиях. В числе приглашённых было несколько специалистов, взаимодействующих с «Непрост-центром» и по тематике оценки качества, и по современным обучающим технологиям.

На слушаниях в очередной раз была обозначена главная проблема современного образования — с одной стороны, в стране нарастает безработица, особенно в дотационных и южных национальных регионах, что приводит к росту социальной напряжённости и в том числе к межнациональным конфликтам, но, с другой стороны, в стране открыты огромное количество вакантных и хорошо оплачиваемых рабочих мест, которые невозможно заполнить из-за недостаточного уровня профессиональной квалификации возможных кандидатов. Так, например, по информационным технологиям не заняты примерно 30% существующих должностей с оплатой труда на уровне, соответствующем среднему мировому уровню оплаты труда на аналогичных должностях, и неизвестно сколько должностей вообще не созданы по причине невозможности их заполнения. Похожие цифры, на уровне от 20 до 40%, сложились в различных отраслях сервиса, а в гостиничном деле при кажущейся безработице во многих регионах невозможно заполнить больше половины возможных рабочих мест по причине недостаточного качества персонала. Получается, что основной тормоз инновационного развития страны не столько в недостатке инвестиций, сколько в невозможности найти на местах персонал адекватного качества, необходимый для воплощения этих инвестиций.

Понятно, что эта проблема сложилась не вчера и не решится послезавтра. Нужны долгосрочные проекты, с одной стороны, по совершенствованию технологий обучения в соответствии с грядущими реалиями, и, с другой стороны, по формированию мотивации потенциальных работников, особенно из национальных регионов, к обучению современным технологиям. Речь идёт не только об информационных технологиях, определяющих основную линию развития, но и о многочисленных сервисных технологиях, которые и проще в освоении, и востребованы на местах уже сейчас, и не требуют серьёзных инвестиций ни в строительство производственных мощностей, ни в организацию и технологическую подготовку производства. Оценки возможной прибыли, не полученной по причине неготовности персонала к работе по оказанию услуг на должном уровне качества, прежде всего в бытовом обслуживании и в гостиничном деле и связанных с этим сервисах, показывают, что только за счёт роста квалификации персонала без каких-либо серьёзных дополнительных инвестиций экономический оборот можно увеличить в несколько раз. Исправление ситуации необходимо начинать с построения системы подготовки персонала с уровнем квалификации, соответствующим современным требованиям, предъявляемым потребителями к качеству услуг. На этом пути первоочередной оказывается задача создания системы норм, связывающих критерии качества оказываемых услуг и качества персонала, обеспечивающего эти услуги, чтобы на основе этих норм поставить задачи учебным заведениям.